В рамках Всемирного форума по франчайзингу представители крупнейших российских франшиз, эксперты российского рынка, члены Российской ассоциации франчайзинга обсудили основные проблемы отрасли и пути их решения.
Основной проблемой все участники назвали человеческие ресурсы - непрофессионализм кадров. Крупные компании борются с этим, создавая внутренние обучающие программы. Так, президент и СЕО ПАО «Росинтер Ресторантс Холдинг» Сергей Зайцев отметил, что им даже пришлось получить лицензию в Министерстве образования. Теперь вход в компанию для любого, будь то сотрудник или франчайзи, возможен только после прохождения обучения в корпоративном университете.
Большинство участников отметило и трудности с финансированием. Впрочем, в последнее время банки стали охотнее выделять кредиты под франчайзинговые проекты, что связано с выросшим уровнем доверия к этой бизнес-модели, а так же более низким уровнем риска.
Представители компаний "Инвитро" и Subway обозначили в качестве проблемы избыточные ожидания франчайзи, которые предполагают, что все проблемы будут решать за них. Вице-президент Subway Russia Геннадий Кочетков отметил, что если говорить простым языком, то предпринимателю необходимо бросить все свои ненужные ожидания, засучить рукава и работать.
Председатель совета директоров компании INVITRO Александр Островский высказал мнение, что, с одной стороны франчайзинг, должен более активно расти и в итоге занять около 60% рынка малого и среднего бизнеса. С другой стороны,такой рост провоцирует появление большого количества лжефраншиз. В качестве решения данной проблемы предлагается введение независимой экспертизи и оценки качества.
Члены РАФ отметили низкую мотивацию российских компаний по выходу на зарубежные рынки, слабое использование цифровых технологий и интернета для продвижения и для бизнеса в целом, низкую информированность о ситуации в регионах, слабую занятость многих ниш, в частности, производственного франчайзинга.
Президент РАФ, Агнесса Осипова, озвучила важность постоянного развития бизнеса (новые линейки продукции, новые форматы), что, в свою очередь, продвигает бренд и, соответственно, помогает партнерам. Так же была подчеркнута необходимость оказания помощи франчайзи в сложных условиях путем предоставления льготных условий и специальных предложений.
Среди проблем были названы трудности доступа к недвижимости необходимого уровня качества, отсутствие доверия к франчайзерам, слабое освоение информационных технологий.
Впрочем, несмотря на проблемы, все участники с оптимизмом смотрят в будущее и отмечают рост популярности франчайзинга во всем мире.