Рост развития розничных торговых сетей в Беларуси, наблюдающийся в последнее время, заметить несложно. Постоянно открывающиеся новые магазины, проводимые с целью привлечения клиентов акции, распродажи – все это стало неотъемлемой частью нашей жизни. Однако насколько комфортны условия в Беларуси для ведения подобного бизнеса, мы постарались выяснить.
Сегодня по количеству действующих и планируемых к вводу торговых центров Минск бьет все рекорды. В 2015 году ожидается открытие 12 крупных центров площадью более чем 210 тыс. кв.м., что увеличит суммарную емкость рынка до 726 тыс. кв.м. При этом по показателю обеспеченности населения полезными площадями в торговых центрах столица должна приблизиться к среднеевропейской отметке в 288 кв. м. на 1 000 горожан.
Ежегодно растет число объектов розничной сети. Так, на начало 2014 года этот показатель был равен 49 228 заведениям. При этом максимальное их число (8 833) отмечалось в Брестской области, в Минске же располагалось 6 206 объектов (13% от общего числа).
Увеличивается также и розничный товарооборот. В 2014 году он составил 308 396,3 млрд. бел. руб., что больше предыдущего года на 6,6%. Практически третья часть его, 90 118,4 млрд. бел. руб., пришлась на столичный город Минск.
Если говорить о моментах, на которые необходимо обратить внимание при анализе белорусского рынка розничной торговли, то, в первую очередь, можно отметить неравномерность его развития. В целом, в той или иной степени данное явление характерно для всех стран, однако посмотрим, как обстоят дела в Беларуси. Наиболее активны у нас, как правило, столица и областные центры, а также другие крупнейшие города страны и города, в которых размещаются основные производственные центры. Если проводить ранжирование основных торговых городов Беларуси, то можно их выстроить следующим образом: Минск – Брест – Витебск – Гродно – Могилев – Гомель. При этом наличие крупнейших современных многофункциональных торговых центров пока что отмечается только в городе Минске.
В силу последнего факта наблюдается и вторая особенность белорусского рынка розничной торговли: многие крупные ритейлеры являются сегодня и основными девелоперами, и наоборот. Особенно эта ситуация характерна для регионов. Крупным компаниям, желающим развиваться в регионах порой проще самим строить здания под свои магазины, а оставшуюся площадь сдавать в аренду, чем искать подходящий для них свободный вариант в примечательном месте. С другой стороны, некоторые застройщики после сдачи объектов сталкиваются с ситуацией невысокого спроса на возведенные площадки, и им становится выгодней самостоятельно осваивать данные помещения и открывать в них магазины.
Однако при всем при этом число представленных на белорусском рынке брендов остается не таким уж высоким. Это третья особенность розничной торговли в Беларуси. Как правило, представлены отечественные и зарубежные марки, хорошо известные нашим потребителям и предлагающие товары по приемлемым ценам. Бренды класса люкс в Беларуси представлены незначительно, спрос на них наблюдается только со стороны немногочисленной прослойки наиболее обеспеченных жителей. В целом же многие белорусы предпочитают, при наличии соответствующей возможности, разумеется, приобретать обновки за рубежом, в магазинах, предлагающих достойное качество по адекватной цене.
Возникает вопрос, почему бы не открыть аналогичные зарубежным торговым центрам свои в Беларуси?! Этой проблемой уже который год занимаются и городские власти, и крупнейшие игроки рынка, и другие активные и инициативные предприниматели. Однако ситуация такова. Несмотря на постоянное открытие новых магазинов в Беларуси, «качественных» брендов среди них немного.
Положение также ухудшает рост контроля за соблюдениемассортиментного перечня предприятиями розничной торговли. Данный перечень предполагает наличие определенной доли товаров белорусского производства среди всего перечня предлагаемой продукции.
Развитие бизнеса по системе франчайзинга помогает избежать подобных проблем, поскольку освобождает магазины от выполнения вышеназванного требования. Следовательно, франчайзинговые предприятия находятся в более выгодных условиях, чем другие сети. Более того, франчайзинг позволяет снизить риски ведения бизнеса, что особенно актуально в условиях кризиса и нестабильной экономической ситуации.
Подводя итог можно сказать, что у тех, кто желает продавать достойные белорусских женщин и мужчин товары по разумным ценам, есть все шансы занять свою долю рынка и успешно развиваться. При этом, как показывает практика, не столь важно, будете ли Вы российской компанией, как Oodji, Tom Farr, или американской, как Nike, — успешное развитие показывают оба направления. Ведь в конечном итоге, все мы предпочитаем оптимальное соотношение качество-оригинальность-цена, и только таким образом оцениваем марку.