В честь Дня признания франшизы журнал Entrepreneur вспомнил о том, как шло развитие франчайзинга за последние несколько столетий.
Прототипом современной системы франчайзинга принято считать систему продаж и обслуживания швейных машин Зингера. Начиная с 1851 года, фирма Зингера заключала с дистрибьюторами товара письменный договор на передачу франшизы, договором передавалось право на продажу и ремонт швейных машинок на определённой территории Соединенных Штатов.
Однако, по данным Международной ассоциации франчайзинга (IFA), истоки франчайзинга можно проследить до 13 сентября 1731 года, когда Бенджамин Франклин, многогранная фигура своего времени, заключил партнерство с Томасом Уитмаршем в сфере полиграфического бизнеса. Это соглашение содержало несколько элементов, которые были схожи с современной практикой франчайзинга - фиксированные условия, обязательства по практическому управлению и эксклюзивные контракты.
IFA упоминает и Марту Матильду Харпер, называя ее пионером современной модели франчайзинга. В 1891 году она открыла Harper Method Shops - салоны по уходу за волосами, в которых использовались элементы, ставшие стандартными для франчайзинга. По данным IFA, этот инновационный подход включал всестороннее обучение, фирменные продукты и рекламную поддержку.
С приближением 20 века франчайзинг набирал обороты, особенно во время промышленной революции - переход страны от сельскохозяйственной экономики к экономике, ориентированной на торговлю, потребовал создания эффективных распределительных сетей. Это привело к появлению новых франшиз.
По данным IFA, франшиза Western Auto (сегодня часть Advance Auto Parts) в 1909 году произвела революцию во франчайзинге, и вскоре появились такие исторические франшизы, как Coca-Cola, General Motors и сеть аптек Rexall, призванные удовлетворить растущий потребительский спрос. Это подготовило почву для выхода на арену в последующие десятилетия таких крупных игроков, как KFC, McDonald's и Dunkin Donuts. Расцвет франчайзинга пришелся на 1960-е годы с расширением сетей по продаже товаров и услуг.
Процветали не только рестораны и отели. Бренды из разных секторов от автомобилестроения, таких как Midas Muffler, до профессиональных услуг, таких как Dunhill Personnel и H&R Block, продемонстрировали универсальность франчайзинга.
По мере того как в 1980-х годах мир становился все более взаимосвязанным, франчайзинг начал приобретать глобальный характер. Бренды, добившиеся успеха в своих странах, начали искать возможности для роста за рубежом. Например, McDonald's в течение этого десятилетия быстро расширил свое присутствие по всему миру.
Технологии также начали играть ключевую роль. В 1980-х годах бренды стали использовать компьютерные системы для управления запасами, продажами и логистикой, что проложило путь к более упорядоченной и эффективной франчайзинговой деятельности.
Более того, 1980-е годы ознаменовались эволюцией отношений между франчайзи и франчайзером. Благодаря усовершенствованным системам поддержки и программам обучения франшизы теперь предлагали больше, чем просто название бренда – они предлагали полноценную бизнес-модель.
К концу 1990-х годов франчайзинг укрепил свое положение не только как бизнес-модель, но и как глобальное явление, и международные бренды активно масштабировались по всему миру.
С появлением интернета в 1990-х годах способ продвижения франшиз претерпел масштабные изменения, поскольку онлайн-маркетинг и продажи стали важнейшими аспектами стратегии развития франшиз. Кроме того, в 1990-е годы наблюдался всплеск покупки франшиз женщинами и меньшинствами, что диверсифицировало предпринимательский состав.
Сегодня франчайзинг продолжает развиваться благодаря новым концепциям и возможностям, включая искусственный интеллект, робототехнику и другие инновации, с каждым годом растет число концепций и отраслей, которые масштабируются с помощью данной бизнес-модели.