Написать нам

Виды франчайзинга

Товарный франчайзинг – при товарном франчайзинге франчайзи получает от франчайзера на льготных условиях товары для их дальнейшей реализации. При этом он приобретает право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера. Изготовителем товаров обычно выступает сам франчайзер. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака, а также устанавливаются ограничения на продажу франчайзи товаров конкурентов. Примерами выступает большинство сетей в сфере торговли одеждой, обувью, аксессуарами, товарами повседневного спроса, продуктами питания. Примеры белорусских франшиз – Милавица, Mark Formelle, FEMME/DEVUR, Shagovita, Макей, Коммунарка, Красный пищевик.

Сервисный франчайзинг – отличается от товарного франчайзинга тем, что франчайзер предоставляет франшизу не на продажу товара, а на оказание определенных услуг под его брендом. Самыми распространенными сферами сервисного франчайзинга выступают услуги в следующих сферах – образование и развлечение для детей, дополнительное образование, уход за пожилыми людьми и детьми, клининг, турагентства, агентства недвижимости, салоны по уходу за лицом и телом, фитнес. Примеры белорусских франшиз – детские центры развития «Лесенка», броу-бары «BrowBar 12», фитнес-клубы «Экофитнес».

Производственный франчайзинг – довольно редкий вид франчайзинга, при котором франчайзер передает франчайзи запатентованные технологии и сырье для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается. При этом франчайзи продает под торговой маркой франчайзера товар, который производит самостоятельно. В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции под товарными знаками «Coca-Cola», «Pepsi» и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга.

Франчайзинг бизнес-формата – формат, при котором франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих документов – так называемого Руководства по ведению бизнеса, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. Характерной чертой франшиз бизнес-формата является наличие подробной финансовой модели, на основании которой франчайзи может планировать и строить свою деятельность. В результате франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Примеры белорусских франшиз - сеть городских кафе «Pizza Smile», детские развлекательные центры «Базиллион», салоны красоты «Дикая орхидея».

Важно сказать, что сегодня франчайзинг бизнес-формата наиболее востребован, как во всем мире, так и в нашей стране. И практически все франчайзеры из тех, кого мы привели в качестве примера по предыдущим видам франшиз, также предоставляют своим партнерам дополнительные знания, навыки и поддержку в части организации эффективной бизнес-системы.

Конверсионный франчайзинг – развитие франчайзинговой сети через предоставление франшизы компаниям/предпринимателям, которые уже ведут свою деятельность в данном сегменте. Объединение в одну сеть таких франчайзи позволяет получить эффект от совместного развития единого бренда, а также сэкономить на эффекте масштаба, совместно используя единые ресурсы, получая дополнительные привилегии от поставщиков и подрядчиков.

Обратный франчайзинг – относительно новый вид франчайзинговых отношений, при которых франчайзер дает максимальную поддержку своим франчайзи, инвестируя в открытие их объектов. В этом случае выручка от конечных потребителей поступает франчайзеру, а он перечисляет часть этой выручки в виде вознаграждения франчайзи. В России по данной модели развивалась сеть продуктового ритейла «Перекресток» и «Пятерочка», в Беларуси – сеть точек по оптовой продаже запчастей для грузовой техники «Контрактор».

 

 

Каталог франшиз
Новые франшизы Популярные франшизы Выбор “БелФранчайзинг”
Белфранчайзинг Белфранчайзинг
Ассоциация ставит перед собой цель объединить тех, кто не просто решил использовать франчайзинг в своем бизнесе, но и заинтересован создавать, развивать и совершенствовать белорусский рынок франчайзинга
Написать нам
Новости компании