Товарный франчайзинг – при товарном франчайзинге франчайзи получает от франчайзера на льготных условиях товары для их дальнейшей реализации. При этом он приобретает право на продажу и сервисное обслуживание под торговой маркой франчайзера. Изготовителем товаров обычно выступает сам франчайзер. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака, а также устанавливаются ограничения на продажу франчайзи товаров конкурентов. Примерами выступает большинство сетей в сфере торговли одеждой, обувью, аксессуарами, товарами повседневного спроса, продуктами питания. Примеры белорусских франшиз – Милавица, Mark Formelle, FEMME/DEVUR, Shagovita, Макей, Коммунарка, Красный пищевик.
Сервисный франчайзинг – отличается от товарного франчайзинга тем, что франчайзер предоставляет франшизу не на продажу товара, а на оказание определенных услуг под его брендом. Самыми распространенными сферами сервисного франчайзинга выступают услуги в следующих сферах – образование и развлечение для детей, дополнительное образование, уход за пожилыми людьми и детьми, клининг, турагентства, агентства недвижимости, салоны по уходу за лицом и телом, фитнес. Примеры белорусских франшиз – детские центры развития «Лесенка», броу-бары «BrowBar 12», фитнес-клубы «Экофитнес».
Производственный франчайзинг – довольно редкий вид франчайзинга, при котором франчайзер передает франчайзи запатентованные технологии и сырье для производства определенного продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается. При этом франчайзи продает под торговой маркой франчайзера товар, который производит самостоятельно. В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции под товарными знаками «Coca-Cola», «Pepsi» и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга.
Франчайзинг бизнес-формата – формат, при котором франчайзер, кроме прав на использование товарного знака, передает франчайзи отработанную модель организации и ведения бизнеса. Франчайзинг бизнес-формата предполагает составление франчайзером обширного пакета сопутствующих документов – так называемого Руководства по ведению бизнеса, включающего в себя детальные технологии ведения бизнеса и правила, вплоть до параметров работы с недвижимостью (месторасположение, интенсивность людских потоков, диапазон арендной ставки и так далее), оформления интерьера помещений, освещения, расположения мебели, внешнего вида сотрудников, специфики работы с поставщиками, рекламной политики и т.д. Характерной чертой франшиз бизнес-формата является наличие подробной финансовой модели, на основании которой франчайзи может планировать и строить свою деятельность. В результате франчайзи полностью идентифицируется с франчайзером и фактически становится частью его общей корпоративной системы. Примеры белорусских франшиз - сеть городских кафе «Pizza Smile», детские развлекательные центры «Базиллион», салоны красоты «Дикая орхидея».
Важно сказать, что сегодня франчайзинг бизнес-формата наиболее востребован, как во всем мире, так и в нашей стране. И практически все франчайзеры из тех, кого мы привели в качестве примера по предыдущим видам франшиз, также предоставляют своим партнерам дополнительные знания, навыки и поддержку в части организации эффективной бизнес-системы. |
Конверсионный франчайзинг – развитие франчайзинговой сети через предоставление франшизы компаниям/предпринимателям, которые уже ведут свою деятельность в данном сегменте. Объединение в одну сеть таких франчайзи позволяет получить эффект от совместного развития единого бренда, а также сэкономить на эффекте масштаба, совместно используя единые ресурсы, получая дополнительные привилегии от поставщиков и подрядчиков.
Обратный франчайзинг – относительно новый вид франчайзинговых отношений, при которых франчайзер дает максимальную поддержку своим франчайзи, инвестируя в открытие их объектов. В этом случае выручка от конечных потребителей поступает франчайзеру, а он перечисляет часть этой выручки в виде вознаграждения франчайзи. В России по данной модели развивалась сеть продуктового ритейла «Перекресток» и «Пятерочка», в Беларуси – сеть точек по оптовой продаже запчастей для грузовой техники «Контрактор».