Чем франчайзинг хорош для компании, которая тиражирует свою сеть с помощью этого инструмента? Мы бы выделили 5 основных преимуществ:
Конечно, главный плюс франшизы для франчайзера – это возможность в короткие сроки открыть точки под своим брендом в разных местах, городах или даже странах. Принятие стратегического решения о развитии сети – это всегда выбор, делать ли это самостоятельно или привлекать сторонние ресурсы. Собственные точки – это высокий уровень подчинения/ контроля, отсутствие ограничений в части изменения условий работы сети, а также получение всего дохода, который создан в такой сети. Тем не менее, собственный рост сети всегда связан с ограничениями в имеющихся ресурсах. Кроме финансов, которые необходимы на открытие и первый период работы, требуется персонал (как в сами точки, так и на открытие, запуск, сопровождение), настройка систем контроля, а также дополнительные ресурсы на изучение условий работы на новой территории, исследование рынка, привлечение клиентов, обработку обратной связи и т.д. Франчайзинг позволяет разделить бремя инвестиций с франчайзи. Многие сети по франшизе открывают несколько объектов каждый месяц и постоянно растут.
Это преимущество является следствием первого. С ростом присутствия бренда на разных территориях растет и его известность и популярность. Правда, в связи с представлением бренда в разных точках, франчайзер должен устанавливать четкие стандарты работы франчайзи и контролировать исполнение таких стандартов. Такие, порой даже жесткие правила и условия, позволяют сформировать единое качество товаров и услуг во всех точках сети. Нужно отметить, что в законодательстве большинства стран закреплен тот принцип, что уровень обслуживания в точках франчайзи должен быть таким же, как и в собственных точках франчайзера.
Несмотря на то, что франчайзер теряет доход от работы точек франчайзи (в отличие от своих собственных), у него появляются новые источники дохода. Это франчайзинговые платежи, которые он получает от своих франчайзи. Важно помнить, что добросовестный франчайзер не делает бизнеса на продаже франшизы. Добросовестный франчайзер ищет и отбирает франчайзи, которые наилучшим образом справятся в данном бизнесе, будут разделять приверженность бренду и покажут максимальную эффективность в работе. Если франчайзер обеспокоен доходностью своих франчайзи, то и он сам будет получать доходы от роста сети и повышения стоимости бренда.
Наивно предполагать, что развитие сети из собственных точек требует инвестиций, а развитие франчайзинговой сети нет – будто все вложения сделают франчайзи, а франчайзер просто получит часть их дохода. Для создания устойчивой и эффективной франчайзинговой системы требуются немалые ресурсы – для развития и защиты бренда, формирования пакета франшизы, адаптации системы, поиска и отбора франчайзи, работы систем поддержки, отчетности, контроля. При этом франчайзинговая система развития сети разделяет между франчайзером и франчайзи не только инвестиции в открытие точек, но и ответственность за результаты их работы. Поэтому при прочих равных рентабельность вложенного франчайзером капитала обычно выше, чем при создании собственных объектов, а риски – ниже.
Почти все франчайзеры отмечают, что франчайзинговые точки в своих результатах демонстрируют большую эффективность по сравнению с собственными точками сети. Объяснить такой эффект просто – собственник априори эффективнее наемного менеджера. Как минимум, ему необходимо вернуть свои инвестиции, вложенные в данный бизнес.
Материалы разработаны для подготовки издания в рамках совместного проекта Программы развития ООН и Министерства экономики Республики Беларусь «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь».