Написать нам

Основные понятия и определения

Франчайзинг – это форма отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона, располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и/или производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне использовать эту систему на оговоренных условиях (согласно Руководству по франчайзингу Всемирной организации интеллектуальной собственности).

Нужно отметить, что субъектный состав в отношениях франчайзинга может отличаться в зависимости от требований законодательства конкретной страны. Так в Республике Беларусь, в такие отношения могут вступать только субъекты предпринимательской деятельности – коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Причем, франчайзером могут выступать только коммерческие организации.

Когда мы говорим о франчайзи (стороне, которая приобретает франшизу), имеется ввиду «предприниматель», понимая, что в роли франчайзи, может выступать и компания, и (если позволяет законодательство страны) физическое лицо.

 

Франчайзер (правообладатель) – лицо, как правило, юридическое, обладающее правом собственности в отношении всех объектов, входящих во франшизу. Предварительно тестирует успешность использования в предпринимательской деятельности объектов, составляющих франшизу. После установления эффективности бизнеса франчайзер передает во временное пользование комплекс прав на такие объекты другим лицам,

Франчайзи (пользователь) – лицо, которое временно приобретает комплекс прав, входящих во франшизу, для того, чтобы организовать с его помощью собственную предпринимательскую деятельность.

Франшиза – непосредственно комплекс прав, включая право использования фирменного наименования, товарного знака, конфиденциальной коммерческой информации, деловой репутации, ноу-хау, операционной системы, который передается франчайзером франчайзи в целях организации и осуществления предпринимательской деятельности последнего.

Паушальный взнос – разовый платеж за франшизу. Как правило, взимается в фиксированной сумме и выплачивается франчайзеру сразу после заключения договора франчайзинга.

Роялти – платеж за франшизу. Как правило, уплачивается периодически – раз в месяц (реже – раз в квартал или в год). Устанавливается в форме процента от выручки франчайзи или в фиксированной сумме. Считается, что роялти в форме процента от выручки повышает заинтересованность франчайзера в успешности его франчайзи.

Маркетинговый (рекламный) взнос – платеж за франшизу. Устанавливается в фиксированной сумме или в форме процента от выручки франчайзи. Может быть перечислен франчайзеру, который формирует из таких поступлений фонд, направленный на централизованное продвижение и развитие бренда. Также в договоре может быть закреплена обязанность франчайзи самостоятельно использовать такие отчисления на рекламу и продвижение бренда на территории франчайзи.

Франшиза на открытие единичной точки (стандартная франшиза) – франшиза, которая дает право франчайзи открыть одну франчайзинговую точку. Наиболее часто встречающийся вариант.

Мастер-франшиза – франшиза, которая дает право франчайзи эксклюзивно развивать сеть на определенной территории (города, региона, страны, нескольких стран). Как правило, включает обязательство мастер-франчайзи открыть определенное количество точек за определенный период. Как правило, включает право франчайзи открывать как собственные франчайзинговые точки, так и субфранчайзинговые.

Субфранчайзинг – право франчайзи передавать другим лицам (субфранчайзи) комплекс прав, входящих во франшизу, на условиях, установленных франчайзером, на срок, не превышающий срок договора между франчайзером и франчайзи. Фактически в таких отношениях франчайзи становится франчайзером для своих субфранчайзи.

Материалы разработаны для подготовки издания в рамках совместного проекта Программы развития ООН и Министерства экономики Республики Беларусь «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь».

 

Каталог франшиз
Новые франшизы Популярные франшизы Выбор “БелФранчайзинг”
Белфранчайзинг Белфранчайзинг
Ассоциация ставит перед собой цель объединить тех, кто не просто решил использовать франчайзинг в своем бизнесе, но и заинтересован создавать, развивать и совершенствовать белорусский рынок франчайзинга
Написать нам
Новости компании