Написать нам

Недостатки франчайзинга

Франчайзинг, несомненно, является привлекательным и эффективным бизнес-инструментом. Но, тем не менее, и он имеет свои недостатки.

  • Очень часто франчайзи не думает о будущем всей сети, для него важнее краткосрочная выгода.

Франчайзер создает франчайзинговую сеть, чтобы получить известный бренд, расширить присутствие своей компании на разных территориях, повысить привязанность клиента к своему товару/услуге – одним словом, работает на будущее. Франчайзи же создает бизнес, причем изначально срок такого бизнеса ограничен сроком действия договора. Не будучи уверенным в том, что франчайзер продлит отношения, франчайзи преследует одну цель – вернуть вложенные инвестиции и заработать максимальную прибыль в течение срока действия франшизы. И это основной конфликт интересов сторон в отношениях франчайзинга.

Основной конфликт франчайзинга заключен в том, что франчайзер всегда ориентирован на рост выручки. Соответственно все его усилия, связанные с развитием сети, направлены на увеличение поступлений от клиентов – дополнительная реклама, рост продаж сопутствующих товаров, акции, скидки и т.п. Франчайзи же стремится к росту прибыли, а потому не всегда благосклонно относится к требованиям франчайзера, связанным с ростом выручки в том случае, если такие действия влекут за собой дополнительные издержки.

Добросовестные франчайзеры всегда учитывают этот феномен, и поэтому перед внедрением новшеств в систему тестируют их в собственных точках и анализируют последствия таких изменений для франчайзи.

 

  • Риск рассекречивания конфиденциальной информации франчайзера.

Для того, чтобы франчайзи могли построить эффективный бизнес с использованием франшизы, франчайзер открывает перед ними все секреты бизнеса. Но именно конфиденциальность такой информации обеспечивает конкурентные преимущества сети. Поэтому всегда существует риск того, что недобросовестный франчайзи раскроет информацию третьим лицам, либо будет использовать эту информацию за рамками договора, чем причинит вред всей сети франчайзера. Выход здесь один – объединять в сеть франчайзи, предоставляя им не только информационные, а в первую очередь – экономические выгоды. Работать в сети для франчайзи должно быть выгоднее, чем самостоятельно.

  • Проблемы с невыполнением стандартов франчайзи.

Франчайзи вкладывает в свой франчайзинговый бизнес деньги, время, энергию, а франчайзер – самое дорогое из того, что у него есть, – свое имя и репутацию. Именно поэтому франчайзеру так важно обеспечить единое качество товаров и/или услуг во всех точках своей сети. Для этого он прописывает стандарты работы и осуществляет контроль за своими франчайзи. Тем не менее, всегда существует риск того, что франчайзи нарушат требования, в результате чего пострадает бренд всей сети. Франчайзеры пытаются уменьшить данный риск, устанавливая высокие штрафы для франчайзи за нарушение установленных правил, а также оставляя за собой право расторгнуть договор в одностороннем порядке, если нарушения произойдут.

  • Плохая организация системы может довести до распада сети.

Франчайзинговая сеть – это объединение самостоятельных предпринимателей. В отличие от собственной сети, такое объединение более чувствительно к недостаткам в организации деятельности. Известны случаи, когда изначально плохо организованная сеть не выдержала франчайзингового роста, и в результате – свою работу прекратили не только франчайзинговые точки (они первые выходят из сети при возникновении проблем), но и собственные точки, и сам франчайзер. Вывод – франчайзером может стать не каждая компания, для этого нужны опыт и ресурсы.

  • Проблемы с взысканием франчайзинговых платежей (франчайзи могут фальсифицировать данные).

Создавая франчайзинговую сеть и отказываясь от дохода франчайзинговых точек, франчайзеру крайне важно гарантировать поступление франчайзинговых платежей, чтобы обеспечить собственную финансовую стабильность и устойчивое состояние всей сети. В том случае, если роялти или маркетинговые сборы исчисляются как процент от выручки франчайзи, всегда существует риск того, что франчайзер недополучит  доход, если  франчайзи занизит данные в своей отчетности. Выход здесь один – строить системы контроля, позволяющие точно устанавливать параметры работы всех франчайзи. В том случае, если издержки на контроль превышают возможную прибыль, франчайзеру целесообразнее устанавливать платежи в фиксированных суммах, ориентируясь на показатели работы большинства точек сети.

 

Материалы разработаны для подготовки издания в рамках совместного проекта Программы развития ООН и Министерства экономики Республики Беларусь «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь».

Каталог франшиз
Новые франшизы Популярные франшизы Выбор “БелФранчайзинг”
Белфранчайзинг Белфранчайзинг
Ассоциация ставит перед собой цель объединить тех, кто не просто решил использовать франчайзинг в своем бизнесе, но и заинтересован создавать, развивать и совершенствовать белорусский рынок франчайзинга
Написать нам
Новости компании