Термин «франчайзинг» происходит от французского слова «franchise» -льгота, привилегия, особое право на свободу ведения какой-либо деятельности. Франчайзинг – система организации предпринимательской деятельности, при которой одна сторона, франчайзер, предоставляет другой стороне, франчайзи, право использовать свое имя, технологии, секреты производства, репутацию и деловой опыт, проводит обучение франчайзи и его работников, оказывает системную помощь и поддержку, а франчайзи за пользование такими привилегиями перечисляет часть своего дохода франчайзеру.
Франшиза – это инструмент создания бизнеса, при котором бизнес создается с использованием знаний, опыта, имени и системы компании, которая уже работает на рынке.
Неудивительно, что бизнес по франшизе включается экспертами в число привлекательных ниш для заработка. Предприниматель, начинающий свой бизнес через покупку франшизы, снижает риски старта, а также экономит несколько лет (или десятилетий) на создание успешной бизнес-модели, технологий работы на рынке, системы организации своего предприятия, и, как следствие, – бренда, известного и любимого среди потребителей.
Ключевые положения:
Сегодня при анализе успешности бизнес-модели в расчет обязательно принимаются кооперация и возможность масштабируемости. Эти факторы влияют на оценку привлекательности бизнес-идеи. Франчайзинг как инструмент создания и развития бизнеса решает обе задачи:
- с одной стороны, позволяет объединить в сеть самостоятельных предпринимателей и предоставить им возможность совместно развивать бизнес-модель и бренд,
- с другой стороны, дает возможность быстро вырастить предприятие в систему, представленную десятками, сотнями или даже тысячами точек в разных городах и странах.
В белорусском законодательстве договор франчайзинга даже называется договором комплексной предпринимательской лицензии.
Статья 910 Гражданского кодекса Республики Беларусь
По договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) (далее – договор франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока лицензионный комплекс, включающий право использования фирменного наименования правообладателя, других объектов интеллектуальной собственности, предусмотренных договором франчайзинга, а также нераскрытой информации в предпринимательской деятельности пользователя.
Материалы разработаны для подготовки издания в рамках совместного проекта Программы развития ООН и Министерства экономики Республики Беларусь «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь».