После того как подобраны несколько вариантов франшиз, максимально соответствующих ожиданиям и возможностям, нужно провести оценку и отобрать те их них, которые будут максимально эффективны для данного конкретного предпринимателя. Проверка франшизы должна осуществляться всесторонне и тщательно, потому что обычно выход из франчайзинговых отношений и возврат совершенных платежей по франшизе крайне затруднен для франчайзи. Все риски лучше оценить «на берегу» и вступить в отношения с тем франчайзером, который предоставил точную, полную и достоверную информацию о своей франшизе, максимально подходящую к возможностям кандидата.
Как проверять? Выделим следующие источники информации:
• Общение с франчайзером – прежде чем принять решение о приобретении франшизы, нужно обязательно встретится с франчайзером в месте его нахождения. Это позволит предпринимателю определить, насколько комфортно будет для него общаться с представителями данной компании, соответствует ли действительность заявленному статусу и уровню развития, достаточно ли у компании ресурсов, чтобы предоставить обещанную помощь и поддержку.
• Общение с франчайзи – нужно найти контакты действующих и бывших франчайзи сети и встретиться с ними. Те, кто уже работает с этим франчайзером, смогут рассказать всю правду о работе в сети. Нужно отметить, что в активно развивающихся сетях всегда будут закрытые точки, а также тот факт, что добросовестные франчайзеры не скрывают от кандидатов контакты своих действующих франчайзи. Не стоит злоупотреблять временем действующих предпринимателей, но 10-15 минут на общение они обычно выделить готовы. Что можно выяснить у действующих франчайзи:
✓ Наличие программ обучения;
✓ Оказание помощи при открытии;
✓ Регулярность поддержки;
✓ Эффективность маркетинговой программы;
✓ Возможность экономии на масштабе;
✓ Оценка отношений франчайзера и франчайзи;
✓ Соответствие реальных расходов прогнозам;
✓ Соответствие реальной прибыльности и оборотов прогнозам;
✓ Причины недовольства франчайзи.
• Поиск информации в публичных источниках – используйте любую открытую информацию, чтобы узнать максимум о франчайзере. В ход должно пойти все – информация регистрирующих и налоговых органов, данные об участии в судебных тяжбах, имеющиеся исполнительные производства, история компании, профили владельцев и топ-менеджеров, истории партнерства и прочее.
• Консультанты – у франчайзинговых консультантов и в Ассоциациях можно не только искать, но и проверять найденную информацию.
Что проверять? Выделим основные вопросы для исследований:
Оценка бизнеса:
|
Финансовые прогнозы:
|
Условия франшизы:
|
Оценка франчайзера:
|
Материалы разработаны для подготовки издания в рамках совместного проекта Программы развития ООН и Министерства экономики Республики Беларусь «Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь».