Написать нам

Игра по общим правилам…

14.02.2014

Прошел первый круглый стол, инициированный GLIMSTEDT. Его тема – «Тактика покупки бизнес-активов в Беларуси». 

Участие в дискуссии приняли: Виталий Качеля – управляющий партнер юридической фирмы GLIMSTEDT, Николай Шестак – менеджер по связям с инвесторами «Зубр Капитал», Ольга Леонтьева – руководитель «Белфранчайзинг», Алексей Ревотюк –- директор частного предприятия «РеалБосс» (tvoibiznes.by), Тамара Чеховская –- директор «Белорусского союза предпринимателей».

Модератором выступила Дарья Жук –- партнер GLIMSTEDT, которая умело управляла ходом дискуссии.

Тенденции на рынке готового бизнеса часто меняются. По понятным причинам особенной популярностью у покупателей пользуется готовый бизнес стоимостью до 50 000$, а общее же число предложений на сегодняшний день колеблется в районе 1700. «Покупая готовый бизнес, только предприниматели «старого склада» сосредотачиваются на материальных активах. Те же, кто идет в ногу с современным бизнесом, большее внимание уделяют состоянию и степени развития нематериальных активов, четко выстроенным бизнес-процессам. Хочу отметить и то, что при продаже готового бизнеса нерентабельные предприятия часто выдаются за рентабельные», – подчеркнул в своем выступлении Алексей Ревотюк, директор компании. Резюмируя же ход круглого стола, он высказал мысль о том, что, как бы банально это не звучало, важно правильно ставить цели и «считать деньги»…

Ольга Леонтьева открыла двери в мир бизнеса «по сценарию», она рассказала о плюсах и минусах покупки франшизы, о правоприменительных сложностях:
«Покупка франшизы – это покупка выстроенных бизнес-процессов, принципов работы, а не материальных активов. Готовая бизнес-модель, купленная по франшизе, как правило, действующая и прозрачная.
Разумеется, в любом случае есть свои риски. Для продавца – это возможная незащищенность тех активов, которые он передает в пользование партнеру на основании договора. Главная задача здесь найти именно такого партнера, с которым можно будет сотрудничать долгое время. При этом передаваемый лицензионный комплекс должен быть защищен таким образом, чтобы не случилось злоупотреблений с ним во время договорного периода и после расторжения договора, чтобы бренд не использовался после.

Для покупателя же главный риск кроется в том, что он изначально не в полной мере оценивает свои способности работы под контролем, в рамках строго выстроенных режимов. Часто бывает, что внутренний протест приводит к нарушению условий франшизы, обязательств и т.д.».

С точки зрения Ольги, одной из причин неразвитости франчайзинга в Беларуси является низкая скорость принятия решений. И это при том, что покупка франшизы изначально относится к отложенным сделкам.
Тамара Чеховская высказала мнение о том, как важно не забывать о развитии бизнес-грамотности в регионах. «Медленность в принятии решений» в провинции зачастую связана с тем, что органы местной власти попросту не знают, как действовать, а развитие предпринимательских технологий не стоит на месте.

О юридических деталях покупки бизнес активов рассказал Виталий Качеля.
«Чтобы выбрать правильную структуру сделки и решить, что именно стоит купить компании: бизнес целиком или отдельные активы, мы рекомендуем ответить на следующие вопросы. Кто покупает? У кого покупает? Что покупает? Отвечая на первый вопрос, можно определить два типа покупателей: резиденты Беларуси и нерезиденты. И важно отметить, что нерезидент защищен гораздо больше, чем резидент».

Если права иностранного инвестора будут нарушены, его защитят стабильные международные соглашения, которые предусматривают обращение в международные арбитражные суды. «Чтобы обезопасить себя, нашим клиентам – белорусским инвесторам – мы рекомендуем открыть компанию в соседних странах, например, в Литве. И через эту компанию приобретать собственность…».

Второй вопрос – у кого покупать?
«Покупка у государства традиционно ассоциируется с наибольшими рисками. Удобной схемой работы является получение полных прав на земельный участок – реализация так называемого проекта «Зеленого Поля». Далее можно построить на нем любые необходимые площади, а затем реализовать и инвестпроект. Соответственно, так у государства не покупается ничего. Максимум, что может произойти – государство национализирует или экспроприирует проект – но и здесь включается международное законодательство, которое предусматривает полную компенсацию. Если же купить у государства все же нужно, то лучше, если это будет просто объект», – продолжил Виталий. Касательно покупки госбизнеса он отметил: «Покупать госбизнес мы клиентам не рекомендуем. Да, золотую акцию отменили, но в 2014 году в июле ожидается принятие закона о «Внесении изменений в Закон о разгосударствлении и приватизации». В соответствии с ним представители местных исполнительных комитетов могут осуществлять функции владельческого контроля и даже отменять решения собственников».
Относительно объекта покупки Виталий предостерег, что при покупке бизнеса целиком речь идет о работе со всей историей компании, вместе с многочисленными «скелетами в шкафу». Он отметил, что при любой покупке важна полная юридическая проверка.

В заключительном слове Виталий подчеркнул: «Важно, чтобы все играли по одним и тем же правилам».
Николай Шестак говорил о возможностях, которые открывает перед бизнесом сотрудничество с фондом прямых инвестиций, таким как «Зубр Капитал» и о разнице между банковским и фондовым финансированием.

«Мы создали первый фонд, который работает с белорусскими покупателями, с белорусскими клиентами. Второй фонд, над которым мы работаем сейчас, – более экспорториентированный. Нам интересны такие компании, как «Алютех», «Милавица», «Санта Бремор», а также ИТ-компании, которые работают над собственными продуктами, а не на аутсорсинг. Что мы приносим, кроме финансов? Тот опыт, который сформировали еще в Атлант-М. У нас есть хорошая практика, например, построения дистрибуции, HR-службы и т.д.

В основном «Зубр Капитал» заходит в бизнес в рамках миноритарного пакета. Разница между банковским и нашим финансированием в том, что мы заходим с капиталом, а в ответ получаем доступ к управленческим стратегическим решениям. Кроме того, основным условием является наш выход из компании. Мы фокусируемся на росте ее стоимости, а не на дивидендах».

Тот, кто желает работать и строить бизнес в Беларуси, – имеет все шансы на успех. В этом сошлись и эксперты круглого стола. У беларусов есть важная миссия – распространять на внешних рынках информацию о том, что наше государство имеет большой потенциал.

Каталог франшиз
Новые франшизы Популярные франшизы Выбор “БелФранчайзинг”